Давняя статья:
http://innewfamily.ru/menu1/14_firstcontact.php
ПАМЯТКА БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ -
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ КОНТАКТОВ С РЕБЕНКОМ, МУЖЧИНЫ И ДЕТИ
«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» ©
Чаще всего в семейной паре в усыновлении ребёнка из детского учреждения инициатором является женщина. Она занимается процедурой, - узнаёт какие документы нужны, куда и когда идти, и бегает по инстанциям, а порой, случается, что супруг по максимуму делегирует свою часть задач жене, в том числе выбор ребёнка и первые контакты с ним. Однако в таком подходе есть два момента, которые в дальнейшем могут отразиться на успешности усыновления.
Момент первый. Ребёнок, длительное время находившийся в детском учреждении, привык к тому, что практически все окружающие его люди женщины. Мужского персонала там почти нет, а те, кто есть не находятся постоянно с детьми и не ухаживают за ними. Мужчина для таких детей - непонятное существо. Поэтому вполне может получиться так, что с непривычки ребёнок при первых контактах испугается: будет отворачиваться, убегать с рук, плакать. Такое тем более вероятно, если первая встреча ребёнка с мужем произойдёт только у вас дома.
Второй более важный момент, - при появлении нового члена семьи всегда нарушает баланс отношений в семье. Рождение ребёнка, приезд родственников, даже появление щенка заставляет семью менять привычки, перераспределять время на общение, переставлять приоритеты. При появлении усыновлённого или опекаемого ребёнка происходит всё тоже самое. Помимо этого хлопот явно прибавится, физическая и психологическая нагрузка увеличится. Изменение порядка и отношений как бы все стороны к этому не стремились, происходит не без трудностей, а часто болезненно, может возникнуть напряженность в отношениях. Чтобы этот процесс прошёл как можно проще и быстрее необходимо заранее подумать о том, что и как поменяется в вашей семье, а главное какие особенности и привычки имеются у ребенка, в чём он испытывает трудности, как распределить обязанности по уходу за ним между членами семьи. Поэтому чем лучше члены семьи узнают друг друга до объединения, тем лучше. Супруг, не наладивший с самого начала отношений с ребёнком рискует дольше оставаться вне его круга общения, ему будет сложнее принимать участие в помощи по уходу т.к. не привыкнув к нему заранее, ребёнок будет чувствовать себя, напряжённо находясь в одном ограниченном пространстве с мужчиной. Помимо этого у мужа могут возникнуть нотки ревности и неприязни и как результат он на некоторое время может отстранится от общения с ребёнком.
Дадим общие рекомендации, полезные советы для первых встреч.
Практические рекомендации:
1. Крайне желательно приходить на первое знакомство вместе, тогда у ребёнка сразу закладывается ощущение что вы пара и естественно, что и дома вы вместе.
2. Знакомство должно состояться на территории ребенка, лучше всего не в прихожей, а в игровой т.е. в месте, где ребёнок в большей степени ощущает себя на своей территории.
3. Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине – не стоит делать яркий макияж. В доме ребёнка весь персонал ходит в медицинских халатах, если ребёнок опасается посторонних можно попросить у персонала на время встречи халат.
4. Хорошо, если первые встречи будут проходить в присутствии нянечки или воспитателя, которым ребёнок доверяет.
5. Не стремитесь сразу брать ребёнка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате с ним за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.
6. Если ребёнок уклоняется от ваших рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние не препятствуйте, как известно насильно мил не будешь. Попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.
7. Ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребёнка маленького возраста (до 1,5 –3 лет) обычно дети этого пугаются, лучше, если взрослый наклонится или присядет, и будет общаться с ребёнком с уровня колен, так для ребёнка менее страшно.
8. Совсем не стоит сюсюкать при разговоре с ребёнком, этим вы к нему не приблизитесь, а общение приобретёт нарочитый, неестественный оттенок, более старший ребёнок может решить, что вы передразниваете его.
9. Вероятно, запах табака детям знаком, тем не менее, старайтесь не курить перед встречей. Так же не желательно пользоваться интенсивными духами и отдушками. После поездки в машине, чтобы запах выветрился можно пару минут прогуляться на воздухе.
10. Можно принести мягкую игрушку, одеяльце, рубашку, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребёнку о вас. Не страшно если она будет не новой, еще лучше, если она будет сделана вами и будет нести теплоту ваших рук и дома, чем будет куплена по пути в магазине и нести запах фабрики. Все это могут отобрать другие дети, и ребёнку и вам будет обидно, но таковы привычки детей в учреждении, вины их в том нет, всё общее.
11. Не надо приносить продукты питания, скорее всего их ребёнку не дадут или будут косо смотреть на ваше кормление. На то есть причины. Если вам кажется, что питание однообразно и недостаточно, проконсультируйтесь с диетсестрой, иначе вместо помощи ребёнку вы рискуете вызвать у него расстройство желудка или диатез, каким бы качественным и полезным не казался приносимым вами продукт.
Конечно, можно всё сделать самой, но это лишняя нагрузка на вас и ребёнка, удлиняющая срок адаптации его в семье, поэтому как бы Вам муж не доверял, а вы не рвались сделать всё самостоятельно САМОЕ ВРЕМЯ подключить его к налаживанию отношений с ребёнком.
Разумеется, часть сказанного относится к детям младшего возраста, дети постарше чаще всего более любознательны и заинтересованы в персональном внимании взрослого. Однако большинство приведенных рекомендаций подойдут и для знакомства с более взрослыми детьми.
Первая встреча с ребенком ⇐ Информация для будущих родителей
-
Автор темыБелка
- Модератор
- Всего сообщений: 251
- Зарегистрирован: 19.04.2012
- Я: неформама
- Откуда: Россия
-
Автор темыБелка
- Модератор
- Всего сообщений: 251
- Зарегистрирован: 19.04.2012
- Я: неформама
- Откуда: Россия
Re: Первая встреча с ребенком
Новая статья:
http://www.mydears.ru/n/297
Здравствуй, это я!
Татьяна Павлова, детский и семейный психолог, преподаватель Школы приёмных родителей, руководитель ССПС «Близкие люди»
Первая встреча... Она судьбоносна — и для родителей, и для ребёнка. Возникнет ли симпатия? Сложатся ли отношения? Каким на самом деле окажется ребёнок, которого до этого кандидаты в усыновители или опекуны видели только на фотографии, часто некачественной? Будущие родители волнуются, пьют валерьянку, не могут накануне уснуть и думают о ребёнке как об инопланетянине, с которым непонятно как устанавливать контакт...
Первый шаг — который кажется очевидным, но почему-то часто «выпадает из сознания» кандидатов — позвонить в детское учреждение и договориться с главным врачом больницы или дома ребёнка или директором детского дома о времени предстоящего визита. Учреждения эти достаточно закрытые, живут по своему распорядку — вы всё равно не познакомитесь с ребёнком раньше, чем «начальство даст добро», даже если назначенный день встречи кажется вам далёким. Конечно, вам не терпится его приблизить, но не стоит пытаться высмотреть и подозвать своего малыша через забор — в этом случае знакомство состоится разве что с охраной. Самое удачное начало знакомства — когда и вас ждут, и ребёнка успели подготовить к встрече. Если начинаются проволочки, обратитесь в свою опеку за помощью.
Перед первой встречей с ребёнком вам, скорее всего, предстоит пообщаться с социальным работником или психологом интернатного учреждения. Это не тестирование, а просто разговор про вас и про ребёнка. Также врач или медсестра вам покажут медицинскую карту. Не пренебрегайте этим шансом ещё раз подумать о своих ограничениях и возможностях, задавайте вопросы. Внимательно читайте карту. Если какие-то диагнозы кажутся слишком тревожными или непонятными, лучше ещё раз проконсультируйтесь с врачами, прежде чем идти непосредственно к ребёнку. Не бойтесь показаться слишком дотошным или глупым — вы заботитесь не только о себе. Ваше знакомство может стать важным моментом в жизни ребёнка или нанести серьёзный вред, если всё пойдёт не так. Лучше не поддаваться любопытству и жалости и не знакомиться с ребёнком, принять которого вы явно не сможете. Каждый отказ после знакомства, не говоря уже о возврате в учреждение, — это очень тяжёлая травма.
Есть ещё один нюанс при первом посещении детского учреждения. Вы идёте на встречу с ребёнком, ждёте её, а общаться приходится в основном со взрослыми. Ваше эмоциональное состояние может быть разным, и вопросы персонала могут показаться недоброжелательными, но постарайтесь не забывать, что именно эти люди заботились о вашем будущем ребёнке и будут продолжать это делать ещё некоторое время. Кроме того, именно они будут оценивать, удалось ли вам установить контакт или нет. Бывают случаи, когда ребёнка не отдают в семью на основании «показаний» воспитателей или нянечек, которые утверждают, что у будущей мамы плохой контакт с младенцем. Лучше перенести первую встречу, если вы неважно себя чувствуете или простужены. «Сто грамм для храбрости» — тоже не вариант. И ни в коем случае не нужно при первой же встрече сообщать ребёнку, что вы его мама и папа, и обещать забрать домой.
Обязательно возьмите с собой на первую встречу:
* направление на ребёнка;
* заключение о возможности быть усыновителем/опекуном;
* паспорт;
* фотоаппарат;
* платочки или салфетки (для себя);
* мужа, жену, подругу или маму — в общем, человека, который однозначно одобряет ваше решение взять ребёнка и будет вас поддерживать в волнительные моменты. Если вы пара, идите обязательно вместе.
Знакомимся с младенцем до года
Можно взять с собой:
* пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
* детский крем;
* крем от опрелостей для малышей («крем под памперс»);
* одну или две яркие игрушки-погремушки или резиновое колечко для прорезывания зубов;
* чистую пелёнку;
* пустышку (маловероятно, что малыш её примет, но вам будет чем заняться вместе);
* влажные детские салфетки.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста, с мелкими деталями, очень большие или разборные;
* китайские погремушки с рынка (могут пачкаться, ломаться и оставлять при этом острые осколки);
* еду, соки, фрукты, сладости;
* лекарства и средства народной медицины.
Обычно для знакомства отводится отдельное место. Ребёнка приносят в комнату, где есть пеленальный столик, или отпускают вас вместе погулять по территории с коляской. Но иногда родителей сразу приглашают в палату или группу. Тогда будьте готовы, что там будет много детей. Они будут сидеть или лежать в манежах, кроватках. Возможно, некоторые из них будут плакать, раскачиваться и выглядеть странно. По этому поводу может возникнуть много сложных чувств и мыслей. У вас направление на одного конкретного ребёнка. Возможно, что кто-то другой вам приглянется больше. Но в случае с очень маленькими детьми лучше искать возможности пообщаться с каждым отдельно, без коллектива. Не ждите от встречи многого. Поговорите с воспитателем или нянечкой, узнайте про малыша больше. Как кушает, когда спит, есть ли у него какие-то особенности, что умеет делать? Как его утешают, если это делается, и как к нему вообще относятся? Если малыш лежит или сидит на пеленальном столике, то придерживайте его рукой — даже очень маленькие дети могут неожиданно переворачиваться, откатываться, раскачиваться и падать в непредсказуемую сторону. Если малыш больше пяти минут пассивно лежит или сидит на одном месте, не делает никаких попыток двигаться и при этом не спит, пообщайтесь с врачом более внимательно.
У детей в доме ребёнка очень большая нехватка телесного контакта. Кроме того, по разным причинам, у большинства есть проблемы с саморегуляцией — ребёнку может быть трудно различать свои потребности (есть неудовлетворённость, но непонятно, чего хочется — кушать или спать). Ему может быть трудно найти удобное положение для сна и переносить перепады температуры, он может чувствовать себя некомфортно на руках. Ребёнок плохо чувствует своё тело, его пугает всё новое — запах, вкус, прикосновение. Телесный контакт ему очень нужен, но он не всегда умеет его принять. Малыш может плакать громко и монотонно и долго не успокаиваться. Если на первой встрече ребёнок плачет, это не обязательно имеет отношение к вам — на то могут быть внутренние причины. Многие взрослые испытывают сильную растерянность от детского плача. Постарайтесь просто принять тот факт, что младенцы в принципе плачут. Конечно, не нужно их оставлять в этом состоянии наедине с собой. Но есть вероятность, что вы не сможете успокоить такого ребёнка сразу, на первой встрече. Это не значит, что так будет и потом, что вы не подходите ему как родители. Дети, которых слишком долго отвергал внешний мир, сначала тоже отвергают его. Просто попробуйте — берите на ручки, носите, сажайте на коленки, бережно укачивайте, говорите ему, какой он хороший. Попросите дать возможность попоить его водичкой или покормить из бутылочки. Если удастся удержать глазной контакт какое-то время, то это очень хорошо.
Что затруднит контакт:
* резкий запах вашего парфюма или табака;
* громкий голос;
* холодные руки;
* попытки как-то сразу начать развивать малыша или проверить уровень его развития (например, как у него работают руки-ноги);
* не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Не переворачивайте резко, даже если так на ваших глазах делала нянечка, которая его принесла;
* вспышка от фотоаппарата — это страшно!
Что поможет контакту:
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано. Можно что-то специально повесить на шею, вроде пустышки на верёвочке — то, что ребёнок сможет исследовать и запомнить;
* тихий спокойный голос, песенки;
* бережные прикосновения;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Не мешайте себе делать то, что обычно почти автоматически начинает делать любой взрослый при виде младенца: сюсюкать, гримасничать и заигрывать. Установлено, что дети до года выделяют именно такой стиль общения из прочих и начинают делать больше попыток общаться.
У вас может быть много эмоций при контакте и после него. Может возникнуть и некоторое «отупение» — это тоже совершенно нормально. Дайте себе время. А памперсы оставьте в учреждении, в некоторых местах их просто жуткая нехватка. Перед уходом уточните, что ещё можно принести в следующий раз.
Знакомимся с ребёнком от года до 3 лет
Можно взять с собой:
* пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
* одну или две игрушки — куклы, плюшевые игрушки маленького или среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки-каталки. Дети интересуются, когда зверюшка поёт или издает звуки, но пугаются, когда голос слишком грубый и включается неожиданно;
* мытую резиновую игрушку, колечко для прорезывания зубов или мячик-пищалку;
* бутылочку с соской (можно будет налить в неё воду или сок, предварительно узнав, можно ли такой ребёнку, — а можно просто дать её в руки поиграть);
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку с водой для детей.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки с мелкими деталями;
* очень большие мягкие игрушки;
* еду, фрукты, сладости;
* лекарства и средства народной медицины;
* фотографии (он ещё слишком мал и у него много других впечатлений на встрече).
Ребёнок от года до трёх уже может ходить и обычно активно исследует окружающий мир. В доме ребёнка он, как правило, испытывает сильную нехватку внешних впечатлений. К этому возрасту малыш уже умеет как-то себя успокаивать и обращать на себя чужое внимание. Обычно это малоконструктивные способы: раскачивание, сосание пальца или одежды — для успокоения, и истерика, крик, бестолковая беготня — чтобы заметили. Если вы попадёте в группу, некоторые дети могут начать попытки активно с вами взаимодействовать, залезать на колени, трогать, при этом грубо отталкивая других детей. Не сердитесь на них — они тоже хорошие! Просто у всех разные способы приспособиться. Другие замкнутся и будут избегать контакта, третьи будут активно подавать сигналы из манежей. Хорошо понаблюдать за ребёнком в группе, не вступая в контакт активно, а потом позвать или подойти самому. Если малыш уже залез на колени или явно требует внимания — трогает, теребит вас, спокойно разрешает взять на руки — попробуйте поддержать это начинание. Если вас отпустили гулять, можно идти и комментировать всё, что видите вокруг, привлекая внимание ребёнка к птичкам, листочкам и т.д. Можно покачать малыша на качелях или просто гулять за руку. Не расстраивайтесь, если внимание ребёнка будет быстро переключаться, игры будут короткими, а ваша игрушка не произведет должного впечатления.
Что затруднит контакт:
* резкий запах вашего парфюма или табака;
* громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
* попытки как-то сразу начать развивать малыша или неумело проверить уровень его развития;
* не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Но многим малышам уже нравится кружиться — только предупредите его, что собираетесь делать;
* вспышка от фотоаппарата — это интересно, но может напугать! Сам фотоаппарат — это тоже интересно, но то, что он может сломаться, пока не волнует ребенка совершенно.
Что поможет контакту:
* общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано или разобрано;
* спокойный, но хорошо интонированный голос, песенки-потешки, ладушки;
* совместная игра, движение за ребёнком, качели;
* бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
* игры для раннего возраста — «сорока-ворона», показать, где носик, ушки и т.д.;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с ребёнком от 3 до 6 лет
Можно взять с собой:
* несколько игрушек — куклы, плюшевые игрушки среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки–головоломки, где шарик можно перемещать по палочке, игрушки-каталки, машинки, куклы на руку;
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку детской воды;
* конфету (не удивляйтесь, если ребёнок не захочет её есть);
* мыльные пузыри;
* книжку с яркими картинками или раскраску.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек — и вообще, много всего и сразу;
* игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста (погремушки и т.д.);
* очень большие мягкие игрушки;
* еду, фрукты;
* лекарства и средства народной медицины;
* фотографии — их лучше принести на следующие встречи, когда у вас будет больше уверенности, что ребёнок к вам поедет. Можно рассказать о своём доме и членах семьи — просто как хорошему знакомому. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там жить?»
Ребёнок от 3 до 6 лет обычно почемучка. В детском доме все ребятишки имеют ЗПР (задержку психоречевого развития), поэтому к ребёнку нужно относиться как к более младшему. Это связано с отсутствием взрослого, который бы заботился лично о нём, нехваткой любви — и лишь в меньшей степени состоянием здоровья. Дети могут плохо говорить. В этом возрасте как раз хорошо сначала знакомиться и смотреть на то, как дети играют в группе. Или совместно играть во что-то в отдельной комнате, рассматривать картинки (возможно, недолго). А также поддерживать какую-то деятельность — пускать мыльные пузыри, катать машинку и т.д.
Что затруднит контакт:
* громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
* полная пассивность взрослого;
* попытки диагностировать уровень развития тестами, вопросами и настрой найти, что в ребёнке не так;
* неожиданные и слишком крепкие объятья, очень близкий контакт;
* контроль;
* испуг взрослого.
Что поможет контакту:
* общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки, усы;
* настроение поиграть вместе, познакомиться;
* любое совместное занятие;
* игра, в которой взрослый говорит и действует от имени куклы на руку (естественно, не всё время, пока он там находится);
* бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
* мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать, но помните, что ребёнок не знает цену вещам. Если он его сломает, то с вашей стороны контакт будет удерживать сложнее;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с ребёнком от 6 до 10–12 лет
Можно взять с собой:
* одну не очень дорогую игрушку-подарок — куклу, плюшевую игрушку небольшого размера, машинку и т.д. Следим за половыми различиями в подарках: котируются «бэби-боны» у девочек и фонарики у мальчиков, но они легко могут передарить их, если имеют другие интересы;
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку детской воды;
* фрукты;
* мыльные пузыри;
* книжку-раскраску и фломастеры;
* фотографии вашего города, двора, семьи. Показывайте их так, как будто просто хотите поделиться, рассказать о себе и узнать о новом знакомом — как в поезде. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там тоже жить?»
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста;
* очень большие мягкие игрушки;
* слишком дорогие подарки;
* еду и чипсы;
* лекарства и средства народной медицины;
* «геймбой», компьютерные игры.
Младшие школьники, с одной стороны, уже много чего понимают. Но они всё ещё очень наивны и в голове имеют много фантазий, в том числе и на тему происходящего в их жизни. Часто это дети из неблагополучных семей. Им очень нужны новые родители, но они могут долго сохранять лояльность к биологическим родственникам, и с этой темой надо обходиться бережно. Также это уже травмированные «системой» дети, контакт с которыми может отличаться неустойчивостью в силу постоянной смены взрослых вокруг. Лучше приходить в гости на общие мероприятия и знакомиться там. Или приезжать волонтёром. Ребёнок 6–8 лет ещё совсем мал, его характер может меняться в семье. Не надо бояться этого возраста! Также младший подросток уже может ходить в гости, и с ним может быть интереснее, чем с младенцем. Но лучше не говорить о том, что вы подумываете, не оставить ли его навсегда. Поговорите о переезде, когда окончательно решите. После 10 лет требуется согласие ребёнка уже по закону.
Что затруднит контакт:
* полная пассивность взрослого;
* грубость, резкость в поведении;
* когда ребёнка просят спеть песенку, прочитать стишок и т. д., особенно в кабинете директора перед незнакомыми взрослыми;
* сообщение, что пришли потенциальные родители;
* критика, одёргивание;
* неискренность, оценивание;
* расспросы о кровных родственниках и их критика.
Что поможет контакту:
* общение на уровне роста ребёнка, контакт взглядов;
* спокойствие и уверенность взрослого;
* разговоры;
* запоминающаяся деталь во внешности, но постоянство в облике на дальнейших встречах;
* настроение поиграть вместе, познакомиться;
* беседа о том, что актуально для ребёнка, не перетекающая в допрос;
* любая совместная деятельность;
* ваша деликатность — нужно спрашивать, перед тем как дотронуться, погладить или обнять;
* мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать их. Но ребёнок ещё не знает цену вещам. Если он его сломает, то вам будет сложнее удерживать контакт;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с подростком
Что бы вы ни взяли с собой — всё равно всё пойдёт так, как пойдёт. Доверяйте себе, будьте открыты. Ничего не обещайте раньше времени. Пытайтесь подружиться. Думаю, если вы решились дать новый дом подростку, то у вас в запасе много ресурсов — смело используйте их.
http://www.mydears.ru/n/297
Здравствуй, это я!
Татьяна Павлова, детский и семейный психолог, преподаватель Школы приёмных родителей, руководитель ССПС «Близкие люди»
Первая встреча... Она судьбоносна — и для родителей, и для ребёнка. Возникнет ли симпатия? Сложатся ли отношения? Каким на самом деле окажется ребёнок, которого до этого кандидаты в усыновители или опекуны видели только на фотографии, часто некачественной? Будущие родители волнуются, пьют валерьянку, не могут накануне уснуть и думают о ребёнке как об инопланетянине, с которым непонятно как устанавливать контакт...
Первый шаг — который кажется очевидным, но почему-то часто «выпадает из сознания» кандидатов — позвонить в детское учреждение и договориться с главным врачом больницы или дома ребёнка или директором детского дома о времени предстоящего визита. Учреждения эти достаточно закрытые, живут по своему распорядку — вы всё равно не познакомитесь с ребёнком раньше, чем «начальство даст добро», даже если назначенный день встречи кажется вам далёким. Конечно, вам не терпится его приблизить, но не стоит пытаться высмотреть и подозвать своего малыша через забор — в этом случае знакомство состоится разве что с охраной. Самое удачное начало знакомства — когда и вас ждут, и ребёнка успели подготовить к встрече. Если начинаются проволочки, обратитесь в свою опеку за помощью.
Перед первой встречей с ребёнком вам, скорее всего, предстоит пообщаться с социальным работником или психологом интернатного учреждения. Это не тестирование, а просто разговор про вас и про ребёнка. Также врач или медсестра вам покажут медицинскую карту. Не пренебрегайте этим шансом ещё раз подумать о своих ограничениях и возможностях, задавайте вопросы. Внимательно читайте карту. Если какие-то диагнозы кажутся слишком тревожными или непонятными, лучше ещё раз проконсультируйтесь с врачами, прежде чем идти непосредственно к ребёнку. Не бойтесь показаться слишком дотошным или глупым — вы заботитесь не только о себе. Ваше знакомство может стать важным моментом в жизни ребёнка или нанести серьёзный вред, если всё пойдёт не так. Лучше не поддаваться любопытству и жалости и не знакомиться с ребёнком, принять которого вы явно не сможете. Каждый отказ после знакомства, не говоря уже о возврате в учреждение, — это очень тяжёлая травма.
Есть ещё один нюанс при первом посещении детского учреждения. Вы идёте на встречу с ребёнком, ждёте её, а общаться приходится в основном со взрослыми. Ваше эмоциональное состояние может быть разным, и вопросы персонала могут показаться недоброжелательными, но постарайтесь не забывать, что именно эти люди заботились о вашем будущем ребёнке и будут продолжать это делать ещё некоторое время. Кроме того, именно они будут оценивать, удалось ли вам установить контакт или нет. Бывают случаи, когда ребёнка не отдают в семью на основании «показаний» воспитателей или нянечек, которые утверждают, что у будущей мамы плохой контакт с младенцем. Лучше перенести первую встречу, если вы неважно себя чувствуете или простужены. «Сто грамм для храбрости» — тоже не вариант. И ни в коем случае не нужно при первой же встрече сообщать ребёнку, что вы его мама и папа, и обещать забрать домой.
Обязательно возьмите с собой на первую встречу:
* направление на ребёнка;
* заключение о возможности быть усыновителем/опекуном;
* паспорт;
* фотоаппарат;
* платочки или салфетки (для себя);
* мужа, жену, подругу или маму — в общем, человека, который однозначно одобряет ваше решение взять ребёнка и будет вас поддерживать в волнительные моменты. Если вы пара, идите обязательно вместе.
Знакомимся с младенцем до года
Можно взять с собой:
* пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
* детский крем;
* крем от опрелостей для малышей («крем под памперс»);
* одну или две яркие игрушки-погремушки или резиновое колечко для прорезывания зубов;
* чистую пелёнку;
* пустышку (маловероятно, что малыш её примет, но вам будет чем заняться вместе);
* влажные детские салфетки.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста, с мелкими деталями, очень большие или разборные;
* китайские погремушки с рынка (могут пачкаться, ломаться и оставлять при этом острые осколки);
* еду, соки, фрукты, сладости;
* лекарства и средства народной медицины.
Обычно для знакомства отводится отдельное место. Ребёнка приносят в комнату, где есть пеленальный столик, или отпускают вас вместе погулять по территории с коляской. Но иногда родителей сразу приглашают в палату или группу. Тогда будьте готовы, что там будет много детей. Они будут сидеть или лежать в манежах, кроватках. Возможно, некоторые из них будут плакать, раскачиваться и выглядеть странно. По этому поводу может возникнуть много сложных чувств и мыслей. У вас направление на одного конкретного ребёнка. Возможно, что кто-то другой вам приглянется больше. Но в случае с очень маленькими детьми лучше искать возможности пообщаться с каждым отдельно, без коллектива. Не ждите от встречи многого. Поговорите с воспитателем или нянечкой, узнайте про малыша больше. Как кушает, когда спит, есть ли у него какие-то особенности, что умеет делать? Как его утешают, если это делается, и как к нему вообще относятся? Если малыш лежит или сидит на пеленальном столике, то придерживайте его рукой — даже очень маленькие дети могут неожиданно переворачиваться, откатываться, раскачиваться и падать в непредсказуемую сторону. Если малыш больше пяти минут пассивно лежит или сидит на одном месте, не делает никаких попыток двигаться и при этом не спит, пообщайтесь с врачом более внимательно.
У детей в доме ребёнка очень большая нехватка телесного контакта. Кроме того, по разным причинам, у большинства есть проблемы с саморегуляцией — ребёнку может быть трудно различать свои потребности (есть неудовлетворённость, но непонятно, чего хочется — кушать или спать). Ему может быть трудно найти удобное положение для сна и переносить перепады температуры, он может чувствовать себя некомфортно на руках. Ребёнок плохо чувствует своё тело, его пугает всё новое — запах, вкус, прикосновение. Телесный контакт ему очень нужен, но он не всегда умеет его принять. Малыш может плакать громко и монотонно и долго не успокаиваться. Если на первой встрече ребёнок плачет, это не обязательно имеет отношение к вам — на то могут быть внутренние причины. Многие взрослые испытывают сильную растерянность от детского плача. Постарайтесь просто принять тот факт, что младенцы в принципе плачут. Конечно, не нужно их оставлять в этом состоянии наедине с собой. Но есть вероятность, что вы не сможете успокоить такого ребёнка сразу, на первой встрече. Это не значит, что так будет и потом, что вы не подходите ему как родители. Дети, которых слишком долго отвергал внешний мир, сначала тоже отвергают его. Просто попробуйте — берите на ручки, носите, сажайте на коленки, бережно укачивайте, говорите ему, какой он хороший. Попросите дать возможность попоить его водичкой или покормить из бутылочки. Если удастся удержать глазной контакт какое-то время, то это очень хорошо.
Что затруднит контакт:
* резкий запах вашего парфюма или табака;
* громкий голос;
* холодные руки;
* попытки как-то сразу начать развивать малыша или проверить уровень его развития (например, как у него работают руки-ноги);
* не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Не переворачивайте резко, даже если так на ваших глазах делала нянечка, которая его принесла;
* вспышка от фотоаппарата — это страшно!
Что поможет контакту:
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано. Можно что-то специально повесить на шею, вроде пустышки на верёвочке — то, что ребёнок сможет исследовать и запомнить;
* тихий спокойный голос, песенки;
* бережные прикосновения;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Не мешайте себе делать то, что обычно почти автоматически начинает делать любой взрослый при виде младенца: сюсюкать, гримасничать и заигрывать. Установлено, что дети до года выделяют именно такой стиль общения из прочих и начинают делать больше попыток общаться.
У вас может быть много эмоций при контакте и после него. Может возникнуть и некоторое «отупение» — это тоже совершенно нормально. Дайте себе время. А памперсы оставьте в учреждении, в некоторых местах их просто жуткая нехватка. Перед уходом уточните, что ещё можно принести в следующий раз.
Знакомимся с ребёнком от года до 3 лет
Можно взять с собой:
* пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
* одну или две игрушки — куклы, плюшевые игрушки маленького или среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки-каталки. Дети интересуются, когда зверюшка поёт или издает звуки, но пугаются, когда голос слишком грубый и включается неожиданно;
* мытую резиновую игрушку, колечко для прорезывания зубов или мячик-пищалку;
* бутылочку с соской (можно будет налить в неё воду или сок, предварительно узнав, можно ли такой ребёнку, — а можно просто дать её в руки поиграть);
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку с водой для детей.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки с мелкими деталями;
* очень большие мягкие игрушки;
* еду, фрукты, сладости;
* лекарства и средства народной медицины;
* фотографии (он ещё слишком мал и у него много других впечатлений на встрече).
Ребёнок от года до трёх уже может ходить и обычно активно исследует окружающий мир. В доме ребёнка он, как правило, испытывает сильную нехватку внешних впечатлений. К этому возрасту малыш уже умеет как-то себя успокаивать и обращать на себя чужое внимание. Обычно это малоконструктивные способы: раскачивание, сосание пальца или одежды — для успокоения, и истерика, крик, бестолковая беготня — чтобы заметили. Если вы попадёте в группу, некоторые дети могут начать попытки активно с вами взаимодействовать, залезать на колени, трогать, при этом грубо отталкивая других детей. Не сердитесь на них — они тоже хорошие! Просто у всех разные способы приспособиться. Другие замкнутся и будут избегать контакта, третьи будут активно подавать сигналы из манежей. Хорошо понаблюдать за ребёнком в группе, не вступая в контакт активно, а потом позвать или подойти самому. Если малыш уже залез на колени или явно требует внимания — трогает, теребит вас, спокойно разрешает взять на руки — попробуйте поддержать это начинание. Если вас отпустили гулять, можно идти и комментировать всё, что видите вокруг, привлекая внимание ребёнка к птичкам, листочкам и т.д. Можно покачать малыша на качелях или просто гулять за руку. Не расстраивайтесь, если внимание ребёнка будет быстро переключаться, игры будут короткими, а ваша игрушка не произведет должного впечатления.
Что затруднит контакт:
* резкий запах вашего парфюма или табака;
* громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
* попытки как-то сразу начать развивать малыша или неумело проверить уровень его развития;
* не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Но многим малышам уже нравится кружиться — только предупредите его, что собираетесь делать;
* вспышка от фотоаппарата — это интересно, но может напугать! Сам фотоаппарат — это тоже интересно, но то, что он может сломаться, пока не волнует ребенка совершенно.
Что поможет контакту:
* общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано или разобрано;
* спокойный, но хорошо интонированный голос, песенки-потешки, ладушки;
* совместная игра, движение за ребёнком, качели;
* бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
* игры для раннего возраста — «сорока-ворона», показать, где носик, ушки и т.д.;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с ребёнком от 3 до 6 лет
Можно взять с собой:
* несколько игрушек — куклы, плюшевые игрушки среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки–головоломки, где шарик можно перемещать по палочке, игрушки-каталки, машинки, куклы на руку;
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку детской воды;
* конфету (не удивляйтесь, если ребёнок не захочет её есть);
* мыльные пузыри;
* книжку с яркими картинками или раскраску.
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек — и вообще, много всего и сразу;
* игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста (погремушки и т.д.);
* очень большие мягкие игрушки;
* еду, фрукты;
* лекарства и средства народной медицины;
* фотографии — их лучше принести на следующие встречи, когда у вас будет больше уверенности, что ребёнок к вам поедет. Можно рассказать о своём доме и членах семьи — просто как хорошему знакомому. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там жить?»
Ребёнок от 3 до 6 лет обычно почемучка. В детском доме все ребятишки имеют ЗПР (задержку психоречевого развития), поэтому к ребёнку нужно относиться как к более младшему. Это связано с отсутствием взрослого, который бы заботился лично о нём, нехваткой любви — и лишь в меньшей степени состоянием здоровья. Дети могут плохо говорить. В этом возрасте как раз хорошо сначала знакомиться и смотреть на то, как дети играют в группе. Или совместно играть во что-то в отдельной комнате, рассматривать картинки (возможно, недолго). А также поддерживать какую-то деятельность — пускать мыльные пузыри, катать машинку и т.д.
Что затруднит контакт:
* громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
* полная пассивность взрослого;
* попытки диагностировать уровень развития тестами, вопросами и настрой найти, что в ребёнке не так;
* неожиданные и слишком крепкие объятья, очень близкий контакт;
* контроль;
* испуг взрослого.
Что поможет контакту:
* общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
* белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
* запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки, усы;
* настроение поиграть вместе, познакомиться;
* любое совместное занятие;
* игра, в которой взрослый говорит и действует от имени куклы на руку (естественно, не всё время, пока он там находится);
* бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
* мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать, но помните, что ребёнок не знает цену вещам. Если он его сломает, то с вашей стороны контакт будет удерживать сложнее;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с ребёнком от 6 до 10–12 лет
Можно взять с собой:
* одну не очень дорогую игрушку-подарок — куклу, плюшевую игрушку небольшого размера, машинку и т.д. Следим за половыми различиями в подарках: котируются «бэби-боны» у девочек и фонарики у мальчиков, но они легко могут передарить их, если имеют другие интересы;
* влажные детские салфетки;
* пакетик сока или бутылочку детской воды;
* фрукты;
* мыльные пузыри;
* книжку-раскраску и фломастеры;
* фотографии вашего города, двора, семьи. Показывайте их так, как будто просто хотите поделиться, рассказать о себе и узнать о новом знакомом — как в поезде. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там тоже жить?»
Не стоит приносить на первую встречу:
* много игрушек;
* игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста;
* очень большие мягкие игрушки;
* слишком дорогие подарки;
* еду и чипсы;
* лекарства и средства народной медицины;
* «геймбой», компьютерные игры.
Младшие школьники, с одной стороны, уже много чего понимают. Но они всё ещё очень наивны и в голове имеют много фантазий, в том числе и на тему происходящего в их жизни. Часто это дети из неблагополучных семей. Им очень нужны новые родители, но они могут долго сохранять лояльность к биологическим родственникам, и с этой темой надо обходиться бережно. Также это уже травмированные «системой» дети, контакт с которыми может отличаться неустойчивостью в силу постоянной смены взрослых вокруг. Лучше приходить в гости на общие мероприятия и знакомиться там. Или приезжать волонтёром. Ребёнок 6–8 лет ещё совсем мал, его характер может меняться в семье. Не надо бояться этого возраста! Также младший подросток уже может ходить в гости, и с ним может быть интереснее, чем с младенцем. Но лучше не говорить о том, что вы подумываете, не оставить ли его навсегда. Поговорите о переезде, когда окончательно решите. После 10 лет требуется согласие ребёнка уже по закону.
Что затруднит контакт:
* полная пассивность взрослого;
* грубость, резкость в поведении;
* когда ребёнка просят спеть песенку, прочитать стишок и т. д., особенно в кабинете директора перед незнакомыми взрослыми;
* сообщение, что пришли потенциальные родители;
* критика, одёргивание;
* неискренность, оценивание;
* расспросы о кровных родственниках и их критика.
Что поможет контакту:
* общение на уровне роста ребёнка, контакт взглядов;
* спокойствие и уверенность взрослого;
* разговоры;
* запоминающаяся деталь во внешности, но постоянство в облике на дальнейших встречах;
* настроение поиграть вместе, познакомиться;
* беседа о том, что актуально для ребёнка, не перетекающая в допрос;
* любая совместная деятельность;
* ваша деликатность — нужно спрашивать, перед тем как дотронуться, погладить или обнять;
* мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать их. Но ребёнок ещё не знает цену вещам. Если он его сломает, то вам будет сложнее удерживать контакт;
* желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.
Знакомимся с подростком
Что бы вы ни взяли с собой — всё равно всё пойдёт так, как пойдёт. Доверяйте себе, будьте открыты. Ничего не обещайте раньше времени. Пытайтесь подружиться. Думаю, если вы решились дать новый дом подростку, то у вас в запасе много ресурсов — смело используйте их.